Основы Аюрведы
Первоэлементы
Тридоша
Гуны

Первоэлементы и Тридоша
С позиции Аюрведы мир состоит из первоэлементов: Эфир, Воздух, Огонь, Вода и Земля. Объединяясь, они образуют три действующие силы, которые называют Дошами, переводится как "то, что склонно выходить из равновесия".
Вата=эфир и воздух
Питта=огонь и вода
Капа=вода и земля

Каждая из Дош представляет собой управляющий принцип. Вата - принцип регуляции, Питта - трансформации, Капа - адаптации. Вата -самая легкая и подвижная, легко выходит из строя, ведь она состоит из "бестелесных" и подвижных эфира и воздуха. Питта- влажная и горячая, это огонь и вода. Она уже тяжелее Ваты. Капа - самая тяжелая и холодная, это вода и земля, глина, проще говоря.

Питта - принцип трансформации одного в другое, свойство огня. Она уже тяжелее Ваты и обладает свойствами воды и огня - теплая, влажная, маслянистая.
Все процессы преобразования, трансформации, превращения одного в другое совершаются Питтой. Если Вата задает цель, направление, то Питта его реализует. А вот вышедшая из баланса Питта подобна пожару в сухом лесу - она быстрая, горячая, неуправляемая и бесконтрольная.

Капа - принцип адаптации. Она земная и тяжелая, обладает свойствами воды и земли - холодная, тяжелая, вязкая, малоподвижная.
Она представляет все устойчивое и материальное, сдвинуть ее достаточно сложно, это фундамент и земное проявление идеи-Ваты.
Oh wait! There was a punk movement.
Согласно Аюрведе, нематериальные компоненты нашей жизни - сознание, разум, мысли и эмоции - оживляют и направляют ее более плотные проявления. Аю, то есть жизнь, это разумное сочетание четырех аспектов:
атмы (души)
манаса (ума)
индрий (чувств)
шариры (тела).
Аюрведа ставит целью поддержание между ними сбалансированных, всесторонних отношений.
Чтобы лучше понять субъективной стороны человеческой природы,
которые нельзя исследовать с помощью непосредственного чувственного восприятия, Аюрведа полагается на инструменты наблюдения и сравнения. Она наблюдает за тем, как "работает" Вселенная и делает выводы о принципах функционирования человеческого организма.
Путем длительных и тщательных наблюдений за природой и сопоставления наблюдаемого с человеческой жизнью они пришли к выводу, что все ментальные, сенсорные и физические процессы в организме человека направляется тем же Принципом, что и явления природы. Принципом, который одновременно пребывает в каждой точке пространства, включая тело человека.
В ментальном и астральном планах три качества, или гуны, соответствуют трем типам характеров, которые создают и физическую конституцию. Эти три основных качества — саттва, раджас и тамас.
Саттва выражает истину, понимание, чистоту, ясность, сострадание и любовь. Раджас приводит к тому, что ум действует на уровне чувств. Раджас содержит в себе движение, агрессию и направленность на внешнее. Тамас проявляется в невежестве, инерции, медлительности и глупости.
Люди саттвического темперамента имеют здоровые тела, их поведение и сознание очень чисты. Они верят в существование Бога, они религиозны, праведны, благостны.
Индивидуальности раджасического темперамента заинтересованы бизнесом, процветанием, могуществом и положением. Они наслаждаются богатством и обычно экстравертны. Они могут верить в Бога, но могут и внезапно изменить веру. Они хорошие политики.
Тамасичные личности ленивы, эгоистичны и способны разрушать других. Обычно они мало уважают других и не религиозны. Все их действия эгоистичны.
Личность саттвического темперамента достигает уровня самоосознания без больших усилий, но тот, кто пребывает в раджасе и тамасе, должны затратить много старания, чтобы достичь этого уровня.
Эти три тонких ментальных энергии представлены в типах поведения, которые могут быть исправлены и улучшены духовной практикой (такой, как йога).
Васант Лад
Made on
Tilda